Чётки в католичестве

Розарий — это традиционные католические чётки, по которым читается одноименная молитва Розарий. По сути, все устройство розария-четок служит правильному чтению этой глубокой молитвы. В переводе с латинского rosarium — венок из роз, который во время молитвы символически преподносится в дар Богородице и Иисусу Христу.

Классические чётки для молитвы Розария состоят из пяти наборов по десять основных бусин с четырьмя разделителями (бусины другой формы, размера, либо отделенные большим промежутком) между ними, заключенными в кольцо, медальона, пяти бусин от кольца к кресту (три бусины основного размера и две как разделители) и креста. Существуют также другие, менее распространенные разновидности, такие, как однодекадный розарий, розарий-кольцо (т. н. баскское кольцо), ирландский розарий.



В христианстве первые упоминания молитв, схожих с Розарием, с использованием четок в монастырях датируются IX веком. Изначально по ста пятидесяти бусинам розария читались сто пятьдесят псалмов Псалтири. Однако, впоследствии круг был разбит разделителями на десятки, а читаться стали «Отче наш» и «Радуйся, Мария». Современный же вид чётки приобрели лишь в XIII веке.

Католическая традиция официально связывает их появление с явлением в 1214 году Девы Марии святому Доминику. В XV веке важную роль в распространении молитвы Розария сыграл орден доминиканцев. Именно с этой молитвой традиция связывает победу католической Европы над турками при Лепанто, в честь которой установлен праздник Девы Марии — Царицы Розария, празднуется он 7 октября. По католическому учению Дева Мария в своих явлениях в Лурде (1858 год) и Фатиме (1917 год) подтвердила необходимость чтения Розария.

Розарий — это воплощение двух молитв: творимой в мыслях и творимой голосом. Молитвенное правило Розария включает молитвы «Отче наш», «Радуйся, Мария» и «Слава», читая которые принято размышлять об определенных евангельских событиях, т. н. тайнах. Традиционно разделяют три вида тайн:

Радостные (на латыни Mysteria Gaudiosa), в которых размышляется о тайне Божией любви:
— Благовещение Божией Матери (Лк. 1:26-38)
— Посещение Девой Марией святой Елисаветы (Лк. 1:39-56)
— Рождение Иисуса Христа (Лк. 2:1-21)
— Сретение Господне (Лк. 2:22-40)
— Обретение Отрока Иисуса в Иерусалимском храме (Лк. 2:41-52)


Скорбные (на латыни Mysteria Dolorosa), в которых размышляется о тайне Иисуса Христа, которая совершилась через распятие:
— Предсмертное борение в Гефсиманском саду (Мф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46)
— Бичевание Иисуса Христа (Мф. 27:24-26; Мк. 15:6-15; Ин. 19:1)
— Увенчание терниями (Мф. 27:27-31; Мк. 15:16-20; Ин. 19:2-3)
— Крестный путь (Мф. 27:32-44; Мк. 15:21-32; Лк. 23:26-43; Ин. 19:16-27)
— Смерть на кресте (Мф. 27:45-56; Мк. 15:33-41; Лк. 23:44-49; Ин. 19:28-37)

Славные (на латыни Mysteria Gloriosa), в которых прославляется Христос, через которого и вместе с которым христиане стремятся к вечной жизни:
— Воскресение Христа (Мф. 28:1-10; Лк. 24:1-12; Ин. 20:1-10)
— Вознесение Христа (Лк. 24:50-53)
— Сошествие Святого Духа на Апостолов (Деян. 2:1-13)
— Успение Пресвятой Богородицы
— Увенчание Девы Марии небесной славой (Откр. 12:1)


Каждый вид включает в себя пять тайн (по количеству десятков бусин в четках). Таким образом, один круг Розария, прочтенный по четкам, посвящен одному виду тайн. Полный Розарий, включающий в себя все три вида тайн, состоит из трех кругов. В 2002 году папа Иоанн Павел II рекомендовал включить в Розарий Светлые тайны.

Светлые (на латыни Mysteria Luminosa), в которых размышляется о публичной деятельности Христа:
— Крещение Иисуса в Иордане (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22)
— Откровение Господа Иисуса о Себе Самом на брачном пиру в Кане (Ин. 2:1-12)
— Возвещение Царствия Божия и призыв к обращению (Мк. 1:15)
— Преображение на горе Фавор (Мф. 17:1-8; Мк. 9:2-8; Лк. 9:28-36)
— Установление Евхаристии (Мф. 26:26-29; Мк. 14:22-25; Лк. 9:15-20)

Порядок чтения Розария:

Совершается крестное знамение, целуется крест на четках и читается «Апостольский Символ Веры». Затем берется первая бусинка и читается «Отче наш». На трех следующих — три раза «Радуйся, Мария». После этого — «Слава». Эти молитвы составляют вступление Розария.

После этого объявляется название части и первой тайны. На маленьких десяти бусинах читается «Радуйся, Мария», в конце каждой тайны (на десятой основной бусине) прибавляются молитвенные возгласы, например, Фатимская молитва. На разделителях читается «Слава» и «Отче наш». На медальоне (или предмете его заменяющем) читается «Славься царица». По окончании ежедневной молитвы по Розарию читается Литания Пресвятой Богородице, а также молитва св. Иосифу.